Сейчас в эфире:
Сейчас в эфире
Сейчас в эфире
играет...
Плейлист
  • MONSTER TRUCK The Enforcer
  • Pretty Maids Please Don't Leave Me
  • Полюса Ты Нравишься Мне
  • U2 Angel Of Harlem
  • Scorpions I Can't Explain
  • Joe Cocker Could You Be Loved
Полный плейлист

Георгий Черданцев - как должен выглядеть современный комментатор, женский футбол, почему пишет книги и что не так с прогнозами?

Небольшая беседа на «Радио Зенит» с известным комментатором и ведущим «Матч ТВ»

Георгий Черданцев в студии «Радио Зенит»

О комментаторских предпосылках

Когда учился в школе, у меня постоянно был сорван голос, потому что я часто кричал. Возможно, это укрепило мои связки, поэтому теперь могу говорить весь день без последствий. В детстве я комментировал сам себя – играл дома. Разыгрывал целые чемпионаты в коридоре. Самое забавное, что ещё интершум создавал. Бесконечно этим занимался, уроки практически не делал. Дома есть целый архив тетрадок, в которых я вёл записи этих выдуманных матчей! 

О книге «Азбука футбола»

Книгу я писал во время локдауна. Если честно, просто пытался скоротать время, потому что не хотелось постоянно сидеть перед телевизором. Эфирная работа ограничилось до минимума, поэтому надо было делать что-то творческое. Меня сын вдохновил сделать книжку для детей. Он ко мне подошёл после того, как я написал «Историю Чемпионатов мира», и спросил, почему я не пишу что-то новое. Я ему сказал, что идей нет, а без них ничего нельзя сделать. А потом подумал, что раз он спрашивает, значит ему интересно. Сходил в издательство, чтобы посмотреть, что у нас издаётся для детей. Вообще, список достаточно внушительный, очень разнообразный, а вот спорта в нём нет. У нас вообще всё плохо с литературой о спорте. Есть энциклопедии, книжки с картинками. В итоге взялся писать. 

В редакции все были довольны тем, что у меня получилось. Аршавин после одного из эфиров похвалил меня и спросил: «Ты что, сам её написал? Или надиктовывал и отправлял авторам?». Это не первый человек, который спрашивает меня об этом. Мне кажется, что «надиктовывание» - это неуважение к профессии. Я не могу назвать таких авторов «писателями». Одно дело речь, которая расшифровывается, редактируется. А другое – когда сам из слов составляешь словосочетания, из них предложения, и так далее.  

Как Георгий комментировал матч детских команд

Не думал, что тот факт, что я прокомментировал матч детского первенства Санкт-Петербурга, произведёт резонанс. Я читаю все письма, которые мне шлют на электронный ящик. Туда, понятное дело, приходит много спама и писем от мошенников. На обычные сообщения я отвечаю, если там не ахинея. В общем, мне написали очень вежливое и длинное письмо, в котором попросили прокомментировать детский матч. Было бы свинством не ответить. Я подумал, что мне ведь совсем не сложно прокомментировать 20 минут матча. В итоге отправил готовый материал и забыл об этом. Потом выясняется, что туда телевидение приехало, что все счастливы. Мальчик, чей папа меня просил, пришёл в «Дом Книги» на презентацию. В такие моменты понимаешь, что твоя работа не лишена смысла. Что это намного важнее, чем вопросы «как вы относитесь к хейту в интернете?».   

За кого будете болеть в финале?

За Италию. После того, как поступили со сборной Дании, я вдвойне сильнее буду болеть за итальянцев. Англия для меня - это первый чемпионат, на котором я стал работать. Свою голосовую деятельность я начинал с озвучивания матчей чемпионата Англии. Это было в 1999 году. Италия появилась значительно позже, потому что Италию комментировал Владимир Никитович Маслаченко. К Италии я перешёл уже позже, в конце 2000-х. 

Англия вообще занимает большое место в моей жизни - я заканчивал английскую спецшколу, потом английскую кафедру филфака. Английский язык, английская литература, английская культура - это все всегда было рядом со мной. Симпатия к Англии есть всегда. 

Но теперь я буду болеть за Италию, потому что англичане играют в ужасный футбол, мне он категорически не нравится. Во-вторых, пенальти, которое поставил голландский арбитр в ворота сборной Дании, это позорище и стыдоба. В финале должна восторжествовать справедливость. 
Я, лично, хочу просто посмотреть футбол в исполнении талантливых игроков. Таких талантов, как в этой Англии, в других командах нет. Одновременно Фоден, Стерлинг, Санчо, Рэшфорд, Сака и другие - из них можно было бы сколотить такую банду, которая играла бы в феерический футбол. Но вместо феерии мы видим результат. Футбол - это зрелище, в первую очередь.

О матче Россия-Финляндия

Я ходил на матч Россия-Финляндия обычным болельщиком. Я купил себе билет, сделал FAN ID - это такой геморрой, к слову. Просто провал УЕФА. Я целый день потратил, чтобы купить билет. Пошел, сел за ворота, с обычными людьми. Пришли болельщики, которые не смотрят с утра до вечера РПЛ, просто поболеть за страну, поддержать, единение было. Но общее настроение - на это невозможно смотреть. Это невыносимо скучно. Футбол, помимо результата, это зрелище. Должно быть грамотное сочетание. Люди платят деньги за это, и немалые. Я за 12 тысяч купил билет на эту игру. Это много. На «Металлику» я за 7 брал в партер.  Футбол должен быть прекрасен для нейтрального зрителя. Болельщик всегда будет болеть за свою команду, в какой футбол она бы не играла. Не надо всё сводить к результату.

Валерий Васильевич Лобановский в своё время предлагал изменить систему начисления очков: считать не только по забитым голам, но и технико-тактическим действиям игрокам. За это начислять дополнительные баллы. Если счёт 0:0, а команда «Динамо» (Киев) совершила ТТД в 10 раз больше соперника - тогда она должна побеждать. От части, он прав. Потому что нужно стимулировать команды играть в атаку, стимулировать бить по воротам. Что это за катания мяча назад и пасы своему вратарю. Это невозможно смотреть.

Любимое место в Петербурге (вопрос из чата на YouTube)

Всегда иду на Дмитровский переулок, где всю жизнь прожила моя семья по бабушкиной линии. Они были ленинградцами. Мой прапрадед закончился юридический факультет Петербургского университета еще во время Николая, занимал достаточно высокую должность. Был автором первого в России учебника по судебной стенографии. А мой прадед всю жизнь работал на Кировском заводе инженером. Я помню, как приезжал сюда маленький зимой на зимние каникулы. Сейчас мне нравится Васильевский остров, летом город прекрасен, зимой, конечно, тяжеловато. 

Два комментатора или один? С кем лучше всего работать в паре? (вопрос из чата на YouTube)
Мне тяжело работать в паре. Если и приходится, то с Костей Геничем. Мы по темпераменту похожи, мы примерно одинаково понимаем футбол. Пара должна эмоционально совпадать. Если в паре один живой, а второй мертвый, то это невозможно слушать. Я человек достаточно темпераментный, за мной тяжело угнаться. Побухтеть просто с кем-нибудь в паре - можно. Но одному лучше.

Женщина-комментатор - это ужасно? (вопрос из чата на YouTube)

На женском футболе должны работать женщины-комментаторы. Мы живем в таком мире, когда понятие пола в некоторых странах отменяется. Надо быть очень осторожными. Я человек консервативный, но мир двигается вперёд и надо адаптироваться. Неважно, какого пола персонаж. Главное, чтобы тембр голоса соответствовал. 
Как относитесь к саркастическому восприятию некоторых ваших прогнозов?

Я не делаю никаких прогнозов. Очень сложно бороться с мифами. Некоторые коллеги начинают играть над этим в свою пользу, выдёргивая некоторые фразы или слова в свои эфиры или заголовки, понимая, что это принесёт клики. «Вот Черданцев опять ошибся», - хотя есть элементарная статистика. Букмекеры не буду сотрудничать с человеком, который ничего не понимает в спорте. Я даже думал, что надо давать прогнозы на стоимость акций. В любом случае я бы зарабатывал. 

Как должен выглядеть современный комментатор?

Профессия меняется, и мне не нравится, в какую сторону она идёт. Теперь все становятся комментаторами. Есть даже комментаторы комментаторов - это отдельное развлечение в интернете. Комментатор постепенно превращается в интершум, потому что изменился просмотр футбола. В детстве, когда мы смотрели футбол, комментатор был единственным мерилом, от которого ты отталкиваешься. Голосов стало так много сейчас. Большие турниры должны ассоциироваться с голосами. 
Не должно быть сто голосов, это не нужно никому. Конечно, такая картина складывается из-за ситуации с правами на рынке. Все что-то показывают, интернет, по 25 дублей одной трансляции. Мне кажется, что зрителю очень сложно во всём ориентироваться.

Плюс, как я сказал, изменился просмотр. Человек смотрит телевизор, в руках смартфон, рядом компьютер, все работает. Кто-то смотрит в барах, многие смотрят вообще в открытых пространствах. 

Когда мы начинали спортивное телевидение, у нас не было возможности набирать экспертов из числа бывших футболистов. Просто бюджета на это не было. Сейчас у нас есть пректасные аналитические программы, к нам приходят Андрей Аршавин, Николай Писарев, Олег Корноухов, Игорь Шалимов - люди, которые играли в Европе, на международных турнирах. Они дают экспертизу. А раньше мы, комментаторы, были «и швец и жнец и на дуде игрец». 

Мы сегодня пришли к нормальному миру, который существует в старых спортивных странах. Как в Англии, когда комментатор просто говорит под картинку. Сопровождает эмоциями и голосом. А анализирует пусть Гарри Линекер со своими друзьями.

« Предыдущая новость Следующая новость »